«Меланхолия» Ларса фон Триера – прекрасный, живописный, тягучий, торжественный и местами тоскливый фильм на тему депрессии, чья фоновая музыка постоянно повторяет мрачный лейтмотив из прелюдии к опере Вагнера «Тристан и Изольда».
Психологически этот фильм, пожалуй, можно рассматривать на 3 уровнях:
· Уровень личного «невроза» режиссера Ларса фон Триера.
· Уровень контекста времени, в котором пребываем все мы и герои фильма.
· Архетипический, символический уровень, который можно описать лишь через поверхностное соприкосновение посредством образов, так как в полной мере вербализовать его смыслы невозможно.
Ларс фон Триер лично знал, что такое депрессия, как и главная актриса фильма Кирстен Данст (получившая премию за лучшую женскую роль в 2011 году на Каннском кинофестивале за роль Джастин). Говоря в одном из интервью о персонаже Джастин, режиссер так и заявляет, что «у нее депрессия, и это более или менее описание моей собственной депрессии».
Итак, первая часть фильма представляет собой странный свадебный прием.
Невеста (Джастин) и жених (Майкл) прибывают с опозданием, а семья невесты (ее мать, ее зять Джон и ее сестра Клэр) находятся в ужасном настроении. Ее высокомерный босс Джек (которого позже Джастин назовет в лицо «презренным, жаждущим власти маленьким человечком») появился на приеме с Тимом, молодым человеком, которого он только что нанял, чтобы заставить Джастин работать над рекламным слоганом даже на ее собственной свадьбе.
Ситуация усугубляется, Джастин впадает в тяжелую депрессию и едва может функционировать.
Хотя прием был щедро профинансирован ее зятем Джоном в прекрасном отеле с полем для гольфа, все идет еще больше не по плану.
Первая брачная ночь начинается еще хуже. Когда Майкл и Джастин уходят в номер для новобрачных, Джастин спрашивает его: «Можешь дать мне минутку, пожалуйста?»
В этот момент она выходит из комнаты посреди ночи, спускается на пустое поле для гольфа. За ней следует прилежный мальчик Тим, и между ними случается сексуальная сцена - что-то даже похожее на изнасилование с Джастин в роли насильника.
Несмотря на все благие намерения и цели, ее брак с Майклом теперь закончен, и когда она встречает своего серьезно разочарованного жениха, покидающего отель с багажом, расстроенная Джастин может сказать ему на прощание только: «А чего ты ожидал?»
Это, безусловно, худшая свадебная вечеринка за всю историю кино.
Дальше интересный момент, соединяющий личный уровень (депрессия Ларса фон Триера через героиню Джастин) уже с контекстом времени.
Грустная горечь свадебного «празднования» усиливается мрачной фоновой музыкой, с которой многие поклонники оперы будут знакомы. Мы слышим так называемый «Тристан-аккорд» из «Тристана и Изольды» Вагнера, который вводится прямо в начале Прелюдии к Первому акту, и часто повторяется в опере.
Я нашла видео на ютуб, где можно послушать Тристан-аккорд и его разбор:
Итак, его музыкально нерешаемый характер выражает настроение несостоявшегося романтического стремления к идеальному союзу. В самом конце оперы Вагнера аккорд все же разрешается, как только влюбленные блаженно умирают в объятиях друг друга, символизируя любовь, которая находит свое воплощение в смерти. Хотя бы так…
Но Ларс фон Триер не дает нам услышать эту последнюю музыкальную резолюцию Тристан-аккорда на протяжении всего фильма, вызывая тревогу предвкушения, мучения от незавершенности, нагнетение обстановки.
И Тристан-аккорд появляется снова и снова в фильме, чтобы подчеркнуть настроение полной безнадежности, безвыходности, тупика и депрессии.
Опера Вагнера заканчивается на экстатической ноте мистического союза любви Тристана и Изольды, а фильм в резком контрасте с оперой не дает нам такого разрешения вообще.
В нем нет хэппи энда в виде объединения союза через любовь, которая сильнее смерти. Наоборот, мы видим, что брак Джастин и Майкла подвергается жестокому разрушению еще до того, как он должен состояться в полной мере.
А последнее предложение молодого человека Тима о том, что он и Джастин могут сформировать «идеальную пару», как он выражается, встречается лишь с кратким отказом Джастин: «Я не думаю, что это хорошая идея», уничтожая тем самым последнюю надежду на счастливый голливудский финал.
Но в этой части ничто не может завершиться. Брак не завершен, союз с Тимом отвергается как бредовая идея, душевное спокойствие Джастин тоже не может быть найдено.
Психологическая задача не решается.
Тут мы понимаем, что на личном уровне Джастин имеет дело не с состоянием разрешаемой скорби или траура, при которых происходит утрата конкретного объекта любви, и этот процесс протекает в сознании субъекта, а с меланхолией, при которой человек сильно сожалеет о потере, которую он не в состоянии полностью понять и идентифицировать, и, таким образом, этот процесс происходит в его бессознательном.
С точки зрения Фрейда скорбь принципиально понятна в механизме своего возникновения и протекания, тогда как в меланхолии есть нечто абсурдное и ускользающее от понимания. В скорби есть горевание по объекту вовне, тогда как при меланхолии утрачена часть Я (самости).
Далее в фильме мы видим, что не только предполагаемый семейный союз разрушен, но затем и сама Земля, кажется, разрушается. С точки зрения апокалиптического научно-фантастического сюжета, разработанного режиссером, разрушение брака Джастин является прелюдией к разрушению Земли экзопланетой по имени Меланхолия, которая пряталась за солнцем и сейчас находится на пути почти столкновения с Землей.
Шурин Джастин, Джон заверяет всех, что астрофизики подсчитали, что Меланхолия «скорее всего» не заденет Землю и останется всего лишь «пролетающей мимо», но, проходя совсем близко к Земле, она обеспечит великолепное зрелище, которого никогда раньше не видели человеческими глазами!
Это научно-фантастическая линия сюжета лишена правдоподобия, поскольку наше современное понимание астрофизики делает крайне маловероятным, что ученые допустят столь монументальный просчет.
Более того, даже если мы предоставим такую возможность, вторая половина фильма отходит от канонов о фильмах-катастрофах, согласно которым катаклизм должен охватывать гораздо бОльшую часть населения. Фон Триер же показывает нам опыт небольшой группы, которая после отъезда всех гостей со свадьбы и смерти Джона превращается в Джастин, ее сестру Клэр и Лео, младшего сына Клэр.
Лео изобретает простой проволочный аппарат, который позволяет им на глаз установить, что размер экзопланеты увеличивается, затем уменьшается (когда Меланхолия начинает заканчивать свой пролет мимо Земли), а затем – сначала к крайнему ужасу Клэр, а потом и к панике - снова увеличивается. И становится очевидно, что Меланхолия устремляется к Земле.
Именно этот новый поворот в сюжете, который может показаться немного неуклюжим с чисто научной фантастической точки зрения, сигнализирует об отказе от апокалиптической научной фантастики в направлении архетипической драмы.
Отныне это больше не вопрос ошибочной астрофизики, а скорее опыт наблюдающего.
По мере того, как завораживающее зрелище постепенно начинает разворачиваться - когда красивая серебристо-голубая сфера экзопланеты Меланхолии поднимается и садится в небе, с каждым днем становясь все больше и больше, - зритель вполне может начать тревожиться о разрушении мира. Все более заметная Меланхолия в форме мандалы во всем ее великолепии позволяет еще больше предположить, что фильм теперь входит в область архетипического и символического.
Оглядываясь назад, мы еще больше убеждаемся, что более ранние сцены, связанные с депрессией Джастин и ее импульсивным разрушением брака, наряду с мотивом Вагнера (зацикленным, неразрешаемым Тристан-аккордом), который составляет настойчивый музыкальный фон той части, символически являются начальными сценами архетипической драмы отчаянного стремления к восстановлению единства и целостности.
Брак Джастин и Майкла зверски прерван, и символическое единство, традиционно отмечаемое на свадьбах, нарушено. Все идет не так, и депрессивный взгляд Джастин в конечном счете, кажется, идеально соответствует действительности.
Частое повторение Тристан-аккорда музыкально подчеркивает мифологическую силу оперы Вагнера, но с ее экстатическим союзом в последней сцене.
Мы можем думать о том, что архетипический образ Пары (архетипический союз Мужчины и Женщины) больше не способен в контексте нашего времени выразить правдоподобный образ единства и целостности, как это могло бы быть во времена романтического композитора Вагнера.
У Ларса фон Триера своя версия дальнейшего - лишение Вагнера его же Финала (Liebestod – финальная часть Тристана и Изольды, где Тристан-аккорд, наконец, разрешается) с банальной смертью Пары в объятиях друг друга.
У фон Триера есть для зрителя кое-что поинтереснее, новое видение архетипической простоты и величия: чудесная серебристо-голубая сфера Меланхолии, которая часто появляется (но никогда надолго, чтобы зритель не устал от этого), все укрупняясь по ходу фильма.
Во время холодной войны Карл Юнг, как известно, писал о НЛО, как о новом мифе о комфорте и утешении для разделенного мира. Но все символы должны быть соответствовать проблематике времени.
С меланхолией Ларс фон Триер создал еще один, более современный миф, возможно, лучше адаптированный, чем это сделали Юнг или Вагнер, к потребностям менее романтичного, более индивидуалистического и более психологически ориентированного времени.
Сам Юнг был очарован потенциальным психологическим символизмом НЛО, так часто упоминавшимся после Второй мировой войны и холодной войны. Но теперь, с окончанием холодной войны, НЛО Юнга больше не являются объектами общественного восхищения, какими они были в 1950-х годах, возможно, потому что наш гипериндивидуалистический век менее загипнотизирован драмой коллективной политической напряженности.
Наблюдение за экзопланетой Меланхолия, приближающейся к Земле, действительно завораживает нас.
А романтическое видение Вагнером Пары не может противостоять влиянию современного цинизма в отношении темы любви и союза двоих, в том гротескном виде, как это проиллюстрировано в сценах свадебного приема Меланхолии.
Тем не менее, можно сказать, что фильм Ларса фон Триера заканчивается сценой, похожей на финальную часть Вагнера (Liebestod), но с совершенно другими главными героями. Мы видим не мужчину и женщину, как Тристан и Изольда, которые экстатически умирают вместе, а двух сестер, которые, наконец, примирились (примечательно, что одна светловолосая, а другая темноволосая, и здесь мы можем думать о Эго и Тени), и мальчика, который связывает их вместе как его мать и тетю.
Что удивительно, когда фильм движется к своему завершению, Джастин становится не столько жертвой депрессии и ненависти к себе, сколько организатором своеобразного терапевтического сеанса. Ларс фон Триер, сам проходивших психотерапию во время своей депрессии, слышал от своего терапевта, что люди, подверженные депрессии, могут действовать более спокойно в стрессовой ситуации, чем другие, поскольку они и так ожидают плохих вещей.
И в фильме мы видим, что темноволосая сестра Клэр, понимая, что конец света близок, находится в состоянии растущей паники и отчаяния. Она компульсивно предлагает, чтобы они втроем собрались на террасе отеля и провели поверхностный и банальный романтический ритуал с вином, песнями и свечами.
На это отчаянное обращение Джастин жестоко отвечает: «Ты знаешь, что я думаю о твоем плане? Я думаю, что это кусок дерьма».
Жестоко отвергнув потребность сестры в ритуальном утешении, Джастин вскоре поворачивается к своему молодому племяннику Лео, и в этот момент неожиданно пробуждается ее любящая и сострадательная сторона.
Маленький мальчик в ужасе, его отец перед смертью сказал ему, что «ничего нельзя будет сделать и некуда будет спрятаться».
Однако тетя Джастин уверяет его, что «даже если твой отец и сказал тебе это, то он о чем-то забыл. Он забыл о Волшебной Пещере».
Затем она уверенно ведет мальчика в близлежащий лес, где они режут и затачивают ветви, чтобы построить на траве поля для гольфа круглую конструкцию открытого типа, которая будет служить им защитным священным пространством.
Здесь мы можем думать об отсылке к Теменосу (др.-греч. τέμενος — священный участок, посвященный определенному божеству. Считалось, что находясь в Теменосе, человек может почувствовать присутствие этого божеств).
К. Г. Юнг связывал теменос с зачарованным или магическим кругом, который действует как «космическое пространство» или табуированное «недоступное место», в котором возможна умственная «работа». Такой теменос напоминает «симметричный розовый сад с фонтаном посередине» («круг в квадрате»), в котором возможна встреча с бессознательным и где составляющие бессознательного, могут быть безопасно введены в сознание. Здесь возможно встретить собственную Тень, Анимуса и Аниму, мудреца (сенекс) и, наконец, Самость, имена, которые Юнг дал архетипическим персонификациям (неличностному) бессознательного.
В фильме это священное место защищено Волшебной Пещерой, в которой они ожидают неизбежного воздействия Меланхолии, которая теперь появляется огромной и красивой, закрывающей большую часть неба. Лео все еще боится, поэтому она просит его закрыть глаза, а затем хватает его за руку. Она также берет руку своей плачущей сестры, оставаясь спокойной и безмятежной, утешая свою сестру и своего племянника, по мере того, как воздействие волны света и энергии Меланхолии поглощает их. Экран становится белым от света, а затем становится черным, в то время как апокалиптический прилив звуков продолжается в течение короткого момента.
Так что это конец – или что? Трудно сказать однозначно, потому что фильм «Меланхолия» демонстрирует интригующую и иногда раздражающую тематическую связь между личной депрессией, контекстом мира с его разрушением и архетипической символикой.
Тем не менее, режиссеру все же удается связать все три аспекта воедино. Депрессия Джастин, в буквальном смысле слова, воплощена в научно-фантастической драме о разрушении мира, а затем трансформируется нуминозной красотой подобной мандале экзопланетой Меланхолией, и финальным ритуалом с Волшебной Пещерой в нечто большее.
Таким образом, фильм заканчивается не как личная драма или научно-фантастическая драма, а скорее, как священная драма.
К концу фильма мы находимся в ритуальном пространстве, где церемония проводится Светлой и Темной Сестрой и Мальчиком. Это уже сфера архетипического представления, а не буквальной реальности. Архетипическая символика проста и сильна: любящий союз Темного Женского, Светлого Женского и Божественного Дитя (Пуэра), указывает на возможность обновления архетипа целостности («Самости») под знаком прекрасной серебристо-голубой мандалы - экзопланеты Меланхолии.
Таким образом, было бы справедливо заявить, что к концу фильма мы как зрители оказываемся во всех трех сферах одновременно: личная трагедия (депрессия Джастин), научная фантастика (современный мир и его разрушение) и священная драма (архетипическое возобновление света, единства и целостности).
Тоска по утраченному чувству единства (представленная неудавшимся союзом жениха и невесты на первых сценах, а также неразрешенным Тристан-аккордом) действительно была бы удручающей и трагической, если бы не оставалось хоть какой-то надежды на единство и целостность.
Но мощные символы обновления и возобновления, которые появляются в архетипически апокалиптическом финале Меланхолии, предлагают нам новое видение надежды на будущее.
Так ли это? В конце концов, Ларс фон Триер оставляет зрителю решать самостоятельно. Один из вариантов - рассматривать конец фильма как достойную кульминацию депрессивной фантазии: конец злого мира, который, по словам Джастин, никто не пропустит.
Второй вариант - увидеть в нем пронзительный и душевный финал научно-фантастического фильма о конце света. Третьим было бы увидеть архетипическую завершенность концовки, которая выводит зрителя за пределы как личной трагедии, так и научной фантастики в мир архетипического процесса, находящегося за пределами нашего осознания и уловимого лишь на уровне чувств и интуиции.
При подготовке статьи частично был сделан перевод статьи юнгианского аналитика Steven F. Walker.