Хочу рассказать вам, как юнгианский анализ может помочь в кризисе середины жизни, на примере того, как это было у режиссёра Федерико Феллини, когда после съёмок «Сладкой жизни» он впал в глубочайший психологический провал, который называл «Чернобыль души».
Снимая знаменитую «Сладкую Жизнь», он хотел показать, что жизнь состоит из волшебных мгновений, которые хочется пить, как сладкое вино.
Но многие восприняли фильм как вызов обществу: как можно предаваться излишествам, когда вокруг столько бедняков?
В итоге Феллини чуть не «отменили» (хотели лишить гражданства, уничтожить фильм и пр…).
Он впал в тревожное, невротическое состояние до такой степени, что в какой-то момент почувствовал, «как будто его утащили под воду». Он страдал бессонницей, потерей смыслов и даже видениями.
Одновременно он потерял дар к творчеству, тк начал бояться соприкасаться со своим воображением, опасаясь, что его затянет в психоз и галлюцинации.
Потеряв контакт с бессознательным, он потерял и смыслы.
Феллини начал увлекаться мистикой, изучал парапсихологию и магию, читал тексты о пророках и фокусниках.
То есть его душа пыталась найти контакт с ним самыми разными способами. Но все усугублялось страхом провалиться в хаос внутреннего мира, в сумеречную зону, в ту же самую, в которой бродил, например, Ежик в тумане.
Волей судьбы (или, возможно, синхронии, как сказал бы Юнг), Феллини оказывается у доктора Бернхарда, юнгианского аналитика, который стал верным спутником его путешествия по глубинам бессознательного, и помог снова обрести себя.
Их работа не сложилась сразу. Феллини не видел смысла в сеансах, делал огромные перерывы, но, наконец смог нащупать, как он говорил «чувство великого покоя» терапевтического пространства. И регулярная работа началась.
Бернхард, безусловно, был отцовской фигурой для Феллини, но той, которая просто принимала режиссёра как есть, его подростковость, его ребячество, его специфические взгляды на мир, и одновременно с этим удерживала его на поверхности, не давая проваливаться слишком глубоко в мир воображения во время творческих исканий.
После смерти своего аналитика Феллини писал:
«Мои отношения с ним привели к своего рода пробуждению творческой активности, оплодотворению, которое, хотя и продолжилось после его смерти, тем не менее, было нарушено этим фактом, потому что Бернхард всегда был человеком, ожидающим меня в нужные моменты судьбы. Теперь его память сопровождает меня, но это все еще потеря. Да, я могу только сказать, что это потеря».
По мнению Феллини, юнгианский анализ - «самый бережный вид терапии для творческих людей, потому что он своего рода проводник на самых опасных перекрестках, который защищает, не удушая, именно благодаря своей концептуальной конструкции, которая не сужает, а расширяет… Юнгианство не говорит, что вы ДОЛЖНЫ делать, оно говорит вам, что вы «МОЖЕТЕ» сделать. Юнгианский анализ указывает путь, но он не сопровождает вас к установленной конечной цели, потому что целей нет, но вместо этого побуждает вас двигаться дальше, что само по себе уже является героическим опытом».
Считается, что фильм «8 с половиной», о режиссёре, преодолевавшем творческий кризис, снят по мотивам того, как Феллини проходил свой анализ.
От себя хочу добавить, что многие творческие люди избегают терапии, опасаясь, что если уйдёт их невроз, то уйдёт страдание, а значит и способность к созиданию.
Опыт Феллини показывает нам, как может быть по-другому, что терапия, наоборот, может открыть доступ к творческому.