О чем тут можно думать?- Во-первых, видна эпидемия эгоцентризма и неоднозначной тенденции «хочу быть собой», о которой я не первый раз упоминаю.
«Быть собой» изначально хорошая идея, но с ней, увы, много злоупотреблений.
Люди путают индивидуализм и индивидуацию. Вместо второго делают первое.
Юнг неоднократно подсвечивал разницу этих понятий.
Индивидуализм — это подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям и обязанностям человека перед обществом; индивидуация же полноценное, многогранное исполнение человеком своего предназначения в обществе.
Индивидуализм есть противоестественное развитие человека (регресс); тогда как индивидуация — естественное развитие, предполагающее самостановление человека (прогресс).
Индивидуализм в негативном его понимании - это Марфуша из сказки Морозко, которая взяла на вооружение идею «я - индивидуальность» и уверена, что Морозко должен выдать ей жениха и приданное.
Она считает, что надо принимать себя как есть, и просто быть собой.
Индивидуализм в позитивном понимании - это начало пути к индивидуации, когда ты «лепишь себя из грязи» (из бесформенного делаешь оформленное), то есть разбираешься с вопросами эго, собственными комплексами и постепенно себя доращиваешь, обтесываешь до хорошей формы.
Это большой труд. Даже с терапией он занимает годы.
На мой взгляд, грязевой показ - это все ещё эгоцентризм и индивидуализм, но уже на стыке осознания последствий такого пути. А может и намёк на начало индивидуации.
2. Всеобщая десакрализация.
Кошелёк чужого человека - интимная вещь. Там могут быть фотографии самых любимых, там могут быть последние деньги.
Кроме того это некая проверка на человечность. Возьмёшь ли чужое, заглянешь ли во все отсеки, если это не твоё.
Тот факт, что они разослали кошельки в качестве приглашений - достаточно искушающая штука. На что она искушает? Покопаться ли в чужом, приватном, раз можно, и потом выставлять это на всеобщее обозрение?
Или все же удержаться и обойтись с чужим бережно?
Вспоминается фраза «ничего святого», а это очень скользкая дорожка…
3. Баленсиага выдают миру грязь, не желая никак это объяснять. Так делают дети, которые находятся в дурном настроении, а мама должна сама догадаться, как им помочь.
В психоанализе это называется бета-элементы - эдакие непереваренные психические осколки, которые второй должен переработать и вернуть в удобоваримом виде.
То же самое кстати делает Канье Уэст - свою прошлую коллекцию он преподнёс людям сваленную как мусор.
Таким образом, грязевой показ - это погружение во внутренний мир дизайнера, полный мыслей, чувств, очевидно не самых гармоничных, которые сложно переварить.
Одновременно это может быть большой честностью с собой. Признание факта разрушения, хаоса - начало движения к развитию.
4. Тот факт, что в послании дизайнера написано про «докопаться до правды» и про «нахождение на земле», а также символизм грязи как нигредо и лиминальности - ещё один намёк на хорошее.
Я надеюсь, что это значит начало осознания того, что возвеличивание себя и индивидуализм вместо индивидуации - тупиковая ветвь, тк ведёт к потере смыслов и депрессии. В такой позиции тебе якобы можно все, но ты не чувствуешь ничего важного.
Чтобы это преодолеть, эго должно спуститься с небес на землю.
Нахождение на земле и копание в грязи - может быть путем к Богу, но не возвышенным путем (через небо, этику, мораль…), а примитивным, через осознание того, что Парацельс называл «светом природы» (lumen naturae), то есть богообраз, найденный в матери-природе, поднимающийся из недр земли.
Таким образом, символика показа видится мне очень сильной, дающей некоторую надежду.
Хотелось бы увидеть в следующих коллекциях Баленсиага намеки на божественные символы, сакральность, некое таинство. Это будет хорошим знаком.