Юнгианский анализ. Структура терапии.
Многих людей, особенно в начале терапии, и особенно если это первый опыт контакта с собой, фрустрирует непонимание общего процесса.
Это может вызывать тревогу, раздражение, и даже нежелание продолжать, так как «все слишком путано и неизвестно в этом темном лесу».
Обычно по ходу анализа постепенно объясняется, как устроен процесс, вводятся ключевые понятия, плюс человек сам начинает видеть и осознавать узор, по которому он движется. Процесс хоть и остаётся отчасти таинственным, но уже ощущается как нечто интуитивно понятное.

Итак, цель юнгианского анализа - индивидуация и обретение собственной целостности и полноты.
Если кратко, это про то, чтобы стать многогранным собой, жить свою индивидуальную жизнь, но при этом будучи интегрированным в общество, с принятием обстоятельств, которые вносят свои коррективы.

Дальше возникает вопрос, что такое это самое «собой».

Чтобы добраться до этого, предстоит проделать следующую работу:

  • Понять, как вообще устроен внутрипсихический мир. Часто мы считаем, что там есть некое единое «я» и все. Но это большая иллюзия. Начав исследовать себя, вы обнаружите, что вашу голову населяет большое количество «жителей»: субличностей, родительских интроектов, страхов, установок и т.д.
И прежде чем что-то с собой делать/менять/трансформировать, надо понять свой внутренний ландшафт. Эту стадию никак не пропустить.

  • Так вы можете обнаружить, что то, что считали за «себя» - это, например, лишь ваша Персона.
В юнгианским анализе этим словом обозначается наша маска, социально-одобряемая роль, подстройка (сначала под родителей и близкое окружение, а потом и под общество в целом).
Осознать, что Персона - это не истинный Я - ошеломляющее и освобождающее чувство.
Но где же тогда Я?

  • Тут мы начинаем углубляться в бессознательное, где будут обнаружены комплексы - эмоционально заряженные образования, которые определяют наш выбор, поведение и др.
Не осознавая свои комплексы, человек может всю жизнь прожить и умереть, не выходя из них.

  • Там же в бессознательном будет обнаружена Тень. Это все то, что мы отрицали в себе, не видим в себе, не признаём. Нередко в Тени находится наша аутентичность и кусочки, которых не хватает для чувства полноценности.
Обычно интеграция Тени - это запросы клиентов до 40-50 лет. Наступает кризис середины жизни, когда человек не в силах больше жить исключительно предписанными ролями. Часто это не осознается как причина и беспокоит человека в виде совсем не связанных невротических симптомов.
Но на этом этапе человек может не захотеть увидеть, что за симптомами кроется глубинная причина - его непрожитая жизнь. Его право - оставить эту дверь закрытой. В таком случае защиты от этого осознания разрушать не стоит, ведь они являются несущей конструкцией.

  • Параллельно идёт процесс укрепления и оздоровления Эго. Некоторым людям нужно научиться быть стойкими к критике (работа с комплексом неполноценности и пр.), другим - трудиться (работа с комплексом пуэра/пуэллы - с лат. «вечного ребёнка») и т.д.

  • Идёт знакомство с Анимой (для мужчин) и Анимусом (для женщин) - это феминная и, соответственно, маскулинная части нашей личности.
Они могут быть гипертрофированны, недоразвиты, расщеплены (например, комплекс Мадонны-Блудницы).

  • Другой важный процесс это установление связи Эго-Самость. Самость - это архетип целостности, Бог внутри нас.
Тут речь идёт о том, чтобы перестроить свою жизнь с потакания Эго и комплексам на служение Самости. Это принципиальный поворот, который часто ощущается как «проигрыш» Эго.
В рамках этого процесса людям обычно снятся так называемые «большие сны». Они сильно отличаются от всех остальных снов и дают ощущение нуминозного переживания, то есть чувство встречи с божественными, космическими силами и соприкосновением с чем-то бóльшим, чем мы.

  • В случае психотравмирующего опыта детства сюда добавляется поиск точек прерывания собственного развития, работа с мышлением, восстановление способности к символизации, восстановление единства и непрерывности биографии.

Вышеперечисленные пункты не идут по порядку, кроме того, анализ может затрагивать лишь часть из них.

Литература по теме:
Карл Густав Юнг «Человек и его символы»
Мюррей Стайн «Собрание сочинений. Том 1. Индивидуация»
Дональд Калшед «Травма и душа»
Made on
Tilda